В начале двухтысячных годов немецкий производитель компания ZF занялась разработкой вариатора, который предназначался для автомобилей марки Форд. В 2003 году была представлена бесступенчатая трансмиссия CFT23, также известная под своим названием Электроник, которая предназначалась для машин с двигателями объемом 1,6-1,8 литра. Ремонт вариатора ZF (CVT) CFT23 /30 *180* и его сервисное обслуживание, проведённое в полном соответствии с рекомендациями этого автопроизводителя, позволяло существенно продлить эксплуатационный ресурс коробки передач.
Через несколько лет после появления базового вариатора была разработана его усиленная версия, получившая название ZF CFT30. Эта коробка автомат устанавливалась на версии автомобилей Форд Таурус и Форд Фокус, предназначенных для европейского рынка.
Также специалистами компании ZF разработана промежуточная конструкция трансмиссии, которая одновременно справлялась с повышенными нагрузками, и при этом использовала простую конструкцию толкающего привода. Такие коробки передач получили обозначение ZF CFT25 и 180.
Особенности
На этой трансмиссии используется не сложная конструкция с тяжёлым тянущим ремнём, а толкающий привод, присуще для вариаторов от азиатских автопроизводителей. Однако на более мощной модификации ZF CFT30 лёгкий ремень уже не справлялся с возросшими нагрузками, такая коробка передач имеет конструкцию с тянущей цепью. Поэтому, несмотря на нахождение в одном семействе, такие коробки существенно отличаются своей конструкцией.
К сожалению, после нескольких лет активного производства такого вариатора в немецкой компании ZF отказались от его выпуска, сосредоточив свое внимание на классических гидротрансформаторных автоматах и роботах. Во многом это объяснялось посредственной надежностью такой трансмиссии, ведь уже после пробега в 150 тысяч километров требовала капитального ремонта вариатора ZF (CVT) CFT23 /30 *180*. |
Соответственно, у многих автовладельцев появлялись определенные сложности с обслуживанием и восстановлением такой трансмиссии, так как найти качественные оригинальные запчасти на их коробки было просто невозможно. В итоге, для ремонта и сервиса приходилось заказывать запчасти дубликаты, которые не всегда отличались должным качеством, существенно сокращая срок эксплуатации вариатора и всего автомобиля.
Типичные неисправности
Типичные неисправности на этом вариаторе характерны для большинства бесступенчатых трансмиссий, требовалось восстанавливать гидроблок, изношенные расходники в гидротрансформаторе загрязняли масло, появлялись проблемы с конусами и ремнем, который растягивался и изнашивался. Несколько упростить такую диагностику и последующий ремонт вариатора ZF (CVT) CFT23 /30 *180* можно было за счёт определения конкретного износа протектора цепи, что позволяло с точностью определить необходимость замены и переборки железа.
Замена ремня и конусов
Типичной неисправностью является растяжение и износ ремня, который редко когда выдерживал пробег более 150 тысяч километров. Симптомами таких неисправностей являются посторонние звуки из района трансмиссии, машина могла терять свою мощность, появлялась выраженное проскальзывание и увеличение времени разгона. В подобном случае вариатор вскрывался, выполнялась полная дефектовка железа, мастера осматривали состояние протектора ремня и в зависимости от его износа принимали решение о замене железа на коробке передач.
Профилактикой таких неисправностей являлся регулярный сервис, использование качественного масла, поддержание хорошего технического состояния гидротрансформатора. Железо на этой коробке передач не любило резких ускорений и повышенной нагрузки, что приводило к растяжению ремня и износу его специального напыления. Если автовладелец своевременно не обращался в сервис, то это приводило к повреждению конусов, которые являлись одними из самых дорогих деталей в этом вариаторе.
Износ конусов и необходимость их замены обычно возникала на пробегах за 200 тысяч километров. Появлялись заметные стуки и пробуксовки трансмиссии, в особенности отмечался преждевременный износ по краям конусов, что объяснялось конструкцией такой коробки передач. К сожалению, такой ремонт вариатора ZF (CVT) CFT23 /30 *180* крайне сложен и дорог, найти новые конусы проблематично, а имеющиеся на разборках б/у варианты также сильно изношены и имеют минимальный остаточный запас.
Восстановление гидротрансформатора
Слабым местом этого вариатора являлся гидротрансформатор, в котором быстро изнашивались расходники и фрикционы, стирались до клея накладки, которые быстро загрязняли масло, забивая гидроблок и вызывая общий преждевременный износ железа. Проводить такой плановый восстановительный ремонт вариатора ZF (CVT) CFT23 /30 *180* требовалось каждые 100 тысяч километров пробега, коробку передач вскрывали, меняя фрикционы и накладки, все сальники, втулки и прохудившиеся изоляторы.>
Профилактикой неисправностей гидротрансформатора был размерный стиль управления автомобилем и частая замена масла в коробке передач. Такой масляный сервис рекомендовалось выполнять каждые 50 тысяч километров, меняя не только АТФ-жидкость, но и все масляные фильтры. Последних было два, для тонкой и грубой очистки, их необходимо было менять каждое вскрытие коробки передач, что предупреждало её быстрый износ и проблемы с гидроблоком и электрикой.
Неисправности автоматики
Гидроблок на этой коробке передач оказался достаточно надежным, проблемы с соленоидами тут отмечались крайне редко, лишь при длительном использовании автомобиля с грязным трансмиссионным маслом. Клапанная плита и сами соленоиды с легкостью поддавались очистке. Такие работы на пробеге за 150 тысяч километров, относились к категории капитальных, выполняя одновременно с восстановлением железа.
В редких случаях, если коробка передач использовалась в режиме повышенной нагрузки и постоянного перегрева, могли отмечаться проблемы с блоком управления. В таком случае требовалось демонтировать плиту, установить её на специальные сканеры для диагностики, определить конкретные неисправности, заменить шлейф, пропаять соединения или поменять дефектные датчики.
Ремонт
Плановый ремонт вариатора ZF (CVT) CFT23 /30 *180* выполнялся каждые 100 тысяч километров пробега. В рамках такой работы автомат вскрывали, меняли все масляные фильтры и прокладки, ремонтировали и восстанавливали гидротрансформатор, проводили оценку состояния ремня и конусов. Своевременное выполнение таких плановых восстановительных работ, с использованием качественных запчастей позволяло несколько продлить срок службы этой бесступенчатой трансмиссии.
При наличии серьезных неисправностей, а также каждые 250 тысяч километров выполнялось капитальное восстановление вариатора. Вскрывался и очищался гидроблок с соленоидами, проводилась переборка и замена изношенного железа. Также к этому пробегу требовалось обычно менять конусы с ремнём, что существенно увеличивало расходы автовладельца. Одновременно выполнялся сервис системы охлаждения, очищался радиатор, также специалисты рекомендовали дополнительно устанавливать внешние масляные фильтры и радиаторы для ATF-жидкости, что предупреждало повышенный износ коробки передач.
Как продлить срок службы
Чтобы продлить срок службы этого вариатора, необходимо было придерживаться спокойного размеренного ритма управления автомобилем, исключить по возможности резкие разгоны и пробуксовки на скользком покрытии. Эта коробка передач плохо выдерживала резкие разгоны и скоростную езду, в подобном случае отмечался быстрый износ железа, а капитальный ремонт вариатора ZF (CVT) CFT23 /30 *180* мог потребоваться уже на пробеге в 100 тысяч километров.
Продлить срок службы этого вариатора можно было регулярным масляным сервисом, с использованием исключительно оригинальных технических жидкостей. Нужно было исключить поездки на густом холодном масле, для чего зимой после каждой длительной стоянки автомобиля прогревали АТФ-жидкость в вариаторе. При следовании таким рекомендациям автопроизводителя эта трансмиссии имела эксплуатационный ресурс на уровне 250-300 тысяч километров пробега.
На какие автомобили устанавливался вариатор ZF (CVT) CFT23 /30 *180*
Модель | Год | Привод | Двигатель | Модификация АКПП |
Ford Taurus | 2003-2008 | CVT FWD | 1,3 | CFT23 |
Ford Focus | 2003-2008 | CVT FWD | 1,8 | CFT30 |
Ford C-Max | 2006-2008 | CVT FWD | 1,8 | CFT30 |