Южнокорейский автопроизводитель компания Хёндай использовала на своих автомобилях проверенный временем вариатор JF015E, который разработан специалистами японской Жатко и по лицензии устанавливался на Хёндай Соларис и другие модели этого производителя.
Эта бесступенчатая трансмиссия имела полностью электронное управление, была достаточно универсальна, обеспечивая максимально возможный комфорт управления автомобилем. Плановый и капитальный ремонт вариатора JF015E выполняли на пробегах, указанных автопроизводителем, при этом такая коробка не доставляла особых проблем при эксплуатации, требуя лишь своевременного масляного сервиса и замены расходных материалов.
Особенности
В отличие от своего предшественника, имевшего маркировку JF011E, новое поколение вариаторов JF015E получило гидротрансформатор, который снижал нагрузку на планетарную передачу заднего хода. Это позволило существенно повысить надёжность вариатора, который мог пробежать 300 000 километров и более без выполнения капремонта. Особенностью трансмиссии являлось наличие сразу трех пакетов сцепления - два Директа и один Реверс, а также двух ступеней прямого хода.
Это двухступенчатый вариатор, конструкция которого позволяла существенно уменьшить нагрузку на конусы, одновременно повышалось передаточное число, что обеспечивало быстрый разгон и максимально возможную экономию топлива. Конусы не использовались в самых рисковых зонах у своего края и оси, где чаще всего отмечается проскальзывание ремня и увеличивается вероятность его обрыва. Инженерам компании Жатко удалось при разработке этой бесступенчатой трансмиссии не только повысить её надежность, но и уменьшить габариты такого вариатора, одновременно добившись некоторого снижения стоимости всей конструкции. |
Настройки управляющей электроники позволяют сделать переключение мощности практически незаметным для водителей и пассажиров, при этом отмечается интенсивный разгон автомобиля без провалов тяги в широком диапазоне оборотов двигателя. Этот вариатор способен подстраиваться под манеру езды водителя, обеспечивая как максимально плавный разгон, так и быстрый набор скорости.
На этом вариаторе отмечается ранняя блокировка муфты гидротрансформатора, что делает автомобиль ещё более экономичным. Однако на пиковых режимах работы и во время интенсивных разгонов это несколько сокращало его эксплуатационный ресурс, вынуждая выполнять капитальный ремонт вариатора JF015E уже на пробеге около 200 тысяч километров.
Если первоначально эта трансмиссия предназначалась исключительно для компактных автомобилей Ниссан с объёмом двигателя до 1,8 литра, то уже в 2012 году этот вариатор стали устанавливать на Сузуки, Митсубиси, Киа и Хёндай.
Типичные неисправности
Новое поколение вариаторов JF015E стало существенным шагом вперед в плане надежности, теперь не требовалось вскрывать такую коробку каждые 100 тысяч километров, выполняя ее полное восстановление. При следовании рекомендации автопроизводителя такая бесступенчатая трансмиссия могла пробежать порядка 300 тысяч километров. Однако полностью избежать типичных неисправностей не удалось, в особенности, если автовладелец практиковал агрессивный стиль управления автомобилем, часто разгоняясь в пол, что приводило к блокировке гидротрансформатора и его быстрому износу.
Проблемы с перегревом
Слабым местом этой трансмиссии является небольшой по размерам теплообменник, который требовал едва ли не ежегодной очистки. Каждые 80-100 тысяч километров пробега требовалось выполнять его демонтаж и прочистку на специальных установках, на которых высоким давлением выгоняли с радиатора все загрязнения. Отчасти решить эту проблему можно было установкой внешнего мощного радиатора, который крепили на два штуцера родного теплообменника.
Длительная эксплуатация этой бесступенчатой трансмиссии в условиях перегрева могла привести как к выходу из строя блока управления, так и быстрому износу гидротрансформатора и загрязнению гидроблока с соленоидами. В подобном случае отмечалось растягивание ремня и стачивание конусов, которые в последующем с трудом подлежали восстановлению и требовали замены. Такой ремонт вариатора JF015E относился к категории капитальных, после длительного перегрева требовалось использовать соответствующие ремкомплекты, меняя расходники гидротрансформатора, выполняя дефектовку цепи и конусов.
Ремонт гидротрансформатора
Ещё одна типичная неисправность - это износ блокировки муфты, которая быстро стачивается и требует замены от стартов с места с пробуксовкой и резких ускорений. Для переборки гидротрансформатора заказывали соответствующие ремкомплекты, меняли фрикционы, сальники и прокладки, а все оставшиеся необходимые для ремонта трансмиссии запчасти определялись после вскрытия и дефектовки этого узла.
Чаще всего требовалась замена тефлоновых колец, которые быстро стачивались, активно загрязняя клеем трансмиссионную жидкость. Это приводило не только к проблемам в работе вариатора, но и быстро забивало гидроблок с соленоидами. Последние первоначально поддавались очистке, однако, если автовладелец длительное время игнорировал имеющиеся неисправности, требовалось уже капитальное восстановление плиты и замена электроклапанов. Проводить ремонт гидротрансформатора следовало в плановом порядке, выполняя его восстановление каждые 150 тысяч километров пробега.
Износ железа
Железо на этой коробке передач использовалось достаточно надежное, обычно такой ремонт вариатора JF015E требовался на пробегах около 300 тысяч километров. В рамках такого полного восстановления меняли толкающий ремень, подшипники, обрезиненные поршни комплектом, стальные диски, пакеты Директ с Реверсом. Определить необходимость замены ремня можно было по износу протектора, основное назначение которого продление ресурса конусов.
Конусы на этом вариаторе выхаживали по 300 тысяч километров и более. Японские инженеры применили специальную конструкцию, которая не только исключала работу ремня в самых опасных режимах, но и снабдили привод специальным протектором, который защищал ведущий вал от преждевременного износа. Лишь при агрессивном стиле управления или же отсутствии адекватного и своевременного сервиса требовалось менять конусы, для чего подбирали бывшие в употреблении или новые запчасти.
Ещё одна типичная проблема - это износ подшипника выходного вала и неисправности солнечной шестерни. Японские инженеры использовали не слишком мощный первичный вал, который часто перекашивало при предельных нагрузках и вибрациях. Определить такие неисправности можно по появления характерного шума. При замене вал меняется вместе с подшипниками ведомого и ведущего вала при этом имеется несколько типоразмеров этой детали, которые подбирают по номеру коробки передач.
Неисправности насоса
На этой коробке передач используется насос лепесткового типа, создающий в системе огромное давление. Его слабым местом являлся клапан, который от использования некачественного масла или же при изношенном гидротрансформаторе быстро выходил из строя, требуя замены.
Обычно такие ремонтные работы требовались уже на пробеге в 80 тысяч километров. Специалисты рекомендуют использовать ремонтный соннаксовский клапан, выполненный из сверхпрочного анодированного алюминиевого сплава.
Ремонт
Ремонт вариатора JF015E осуществлялся с помощью соответствующих ремкомплектов, которые позволяли несколько упростить восстановление этой трансмиссии. Плановая работа выполняется обычно на пробегах в 150 тысяч километров, меняются сальники, прокладки, фрикционы, вскрывается и восстанавливается гидротрансформатор, также осуществляется очистка теплообменника, меняется трансмиссионное масло со всеми фильтрами. В зависимости от состояния железа может потребоваться замена подшипников, дисков, втулок или клапана насоса.
Капитальный ремонт этому вариатору обычно требуется на пробегах за 300 тысяч километров. В рамках таких работ проводят вскрытие гидроблока и его очистку, восстанавливая гидротрансформатор, меняют изношенный ремень, проводят диагностику состояния железо и конусов. Своевременное выполнение такого ремонта позволяет продлить срок службы коробки передач, которая сможет пробежать ещё порядка 150-200 тысяч километров.
Как увеличить ресурс работы вариатора
Слабым местом этого вариатора оказался радиатор и система охлаждения. Чтобы продлить срок службы этой трансмиссии специалисты рекомендуют дополнительно устанавливать внешний радиатор, отвечающий за охлаждение АТФ-жидкости.
Также автовладельцу следует своевременно выполнять сервисное обслуживание коробки передач, исключить при этом резкие разгоны и пробуксовки на скользком покрытии. Полностью исключается буксировка автомобиля на тросе, а при необходимости доставки машины в сервис следует пользоваться исключительно эвакуатором.
Обязательным условием длительного срока службы этой трансмиссии является своевременный плановый и капитальный ремонт вариатора JF015E. Такие работы выполняются с использованием оригинальных ремкомплектов, при этом следует обращаться к мастерам, которым хорошо известны все особенности этой трансмиссии.
На какие автомобили устанавливался вариатор JF015E
Модель | Год | Привод | Двигатель |
Nissan AD VAN | 13-15 | FWD | L4 1.5L 1.8L |
Nissan ALMERA | 12-15 | FWD | L3 1.2L |
Nissan BLUEBIRD SYLPHY | 12 | FWD | L3 1.2L |
Nissan CUBE | 10-15 | FWD | L3 1.2L L4 1.5 1.6L |
Nissan DAYZ | 13-15 | FWD | L3 0.7L |
Nissan GRAND LIVINA | 13-15 | FWD | L4 1.5L |
Nissan JUKE | 10-15 | FWD | L3 1.2L L4 1.5 1.6L |
Nissan LIVINA | 13-15 | FWD | L4 1.5L 1.6L |
Nissan LIVINA GENESIS | 13-15 | FWD | L4 1.5L 1.6L |
Nissan LAFESTA | 14-15 | FWD | L4 1.5L 1.6L |
Nissan MARCH | 10-15 | FWD | L3 1.2L |
Nissan MICRA | 11-15 | FWD | L3 0.9L 1.2L |
Nissan NOTE | 12-15 | FWD | L3 1.2L L4 1.5 |
Nissan NV200 | 13-15 | FWD | L4 1.5L |
Nissan PULSAR | 13-15 | FWD | L4 1.6L |
Nissan QASHQAI | 12-15 | FWD | L4 1.6L |
Nissan SENTRA | 13-15 | FWD | L4 1.8L |
Nissan SUNNY | 10-15 | FWD | L4 1.5L 1.6L 1.8L |
Nissan SYLPHY | 12-15 | FWD | L4 1.6L 1.8L 2.0L |
Nissan TIIDA | 11-15 | FWD | L3 1.2L L4 1.5 1.6L 1.8L |
Nissan VERSA | 12-15 | FWD | L4 1.6L 1.8L |
CHEVROLET SPARK | 13-15 | FWD | L4 1.0L |
MITSUBISHI RVR | 13-15 | FWD | L4 1.8L |
MITSUBISHI TOPPO | 13 | FWD | L3 0.7L |
MITSUBISHI A-HATCH | 12 | FWD | L3 1.1L |
MITSUBISHI A-MPV | 14-15 | FWD | L3 0.7L |
MITSUBISHI ATTRAGE | 13-15 | FWD | L3 1.0L 1.2L |
MITSUBISHI B-SEDAN | 13 | FWD | L3 1.0L 1.2L |
MITSUBISHI eK-WAGON | 13-15 | FWD | L3 0.7L |
MITSUBISHI i | 12-13 | FWD | L3 0.7L |
MITSUBISHI LANCER | 13-15 | FWD | L4 1.5L 1.6L |