На автомобили французского автопроизводителя Ситроен устанавливали по лицензии надёжный японский вариатор JF011E, разработанный специалистами компании Жатко.
Это одна из самых распространенных моделей бесступенчатых трансмиссий, которая с успехом использовалась без малого десятком различных автопроизводителей. Эта коробка передач была универсальна в использовании, обеспечивала максимум комфорта управления автомобилем, делая смену ступеней практически незаметной для водителя, при этом обслуживание и ремонт вариатора JF011E не представляли особой сложности.
Особенности
Специально для использования на переднеприводных автомобилях компания Жатко в 2005 году создала высокотехнологичный вариатор JF011E, который предназначался для машин с объёмом двигателя 1,6-2,5 литра. Первоначально такую бесступенчатую трансмиссию планировалось использовать лишь на автомобилях Ниссан, однако в последующем эту трансмиссию стали ставить на Митсубиси, Рено и Ситроен, Додж и Джип, Пежо, Судзуки и другие марки.
Популярность этой трансмиссии обусловлена комфортностью управления автомобилем, а также её относительной надежностью и доступной стоимостью как самого вариатора, так и его запчастей. Конструкция JF011E построена на основе толкающего бошевского ремня с двумя усиленными конусами. Последнее было необходимо для возможности установки такого вариатора не только на маломощные малолитражки, но и на автомобили, развивающие порядка 200 лошадиных сил мощности.
При выполнении планового сервиса трансмиссии необходимо было не только менять АТФ-масло, но и оба фильтра, которые считались одноразовыми. В отличие от классических автоматов этот вариатор крайне чувствителен к состоянию масла, которое требовалось менять уже при первых признаках появления горелого запаха. Такой масляный сервис рекомендовалось выполнять каждые 50-60 тысяч километров пробега. Это являлось залогом отсутствия серьезных неисправностей, в том числе с гидроблоком, соленоидами, масляным насосом и блоком управления вариатором. |
Типичные неисправности
JF011E является едва ли не рекордсменом среди всех бесступенчатых трансмиссий, в общей сложности было выпущено несколько миллионов таких коробок передач, которые с успехом эксплуатируются в настоящее время. В первые годы нахождения на конвейере были устранены отдельные конструкторские недоработки, заменены проблемные компоненты, что существенно улучшило надежность трансмиссии. Это позволило увеличить интервал при плановом ремонте вариатора JF011E, а сама коробка передач могла прослужить на протяжении 10-15 лет и более, не доставляя каких-либо особых хлопот автовладельцу.
Неисправности гидротрансформатора
Слабым местом этой трансмиссии считается фрикцион блокировки гидротрансформатора, который менялся едва ли не каждые 100 тысяч километров пробега. Определить такие неисправности можно по появлению характерного гула и громкого воя при наборе скорости. Медлить с таким ремонтом не следует, так как изношенные расходники гидротрансформатора активно загрязняли продуктами износа трансмиссионную жидкость, что являлось основной причиной выхода из строя гидроблока и других дорогостоящих узлов вариатора.
Выход из строя степ-мотора
Типичной поломкой являлся выход из строя шагового мотора, предназначенного для регулировки мощности, которая передаётся на ведущую ось. С помощью этого электропривода регулировалось расстояние между конусами. В процессе эксплуатации на степ-мотор приходились повышенные нагрузки, в особенности такой электродвигатель быстро выходил из строя при частых перегревах. При наличии таких неисправностей коробка полностью заблокировалась, после чего автомобиль требовалось доставлять в сервис на эвакуаторе.
При необходимости замены мотора могли использоваться как новые электроприводы, так и восстановленные ребилд-моторы, которые имели куда меньшую стоимость. Большинство автовладельцев в целях экономии решалось на установку такого восстановленного степ-мотора. Тогда как при выполнении капитального ремонта вариатора JF011E приобретали уже новые степ-моторы, что позволяло полностью восстановить трансмиссию, которая пробегала еще порядка 200 тысяч километров.
Проблемы с железом
Слабым местом этой трансмиссии являлись подшипники ведомого и ведущего вала, которые стирались от повышенных нагрузок, являясь причиной критического износа ремня. Менять их следовало комплектом, что предупреждало проблемы с гидроблоком и масляным насосом. Определить старение подшипников можно было по появлению воя вариатора и заметным вибрациям.
Также на солидных пробегах требовалась замена бошевского толкающего ремня, который растягивался и изнашивался при повышенных нагрузках и длительном использовании холодного грязного масла. Своевременное выполнение такого ремонта вариатора JF011E предупреждало повреждение конусов и необходимость их замены. В целях снижения стоимости такого ремонта часто заказывали бывшие в употреблении ремни, имеющие как минимум половину и более начального остаточного ресурса.
В редких случаях требовалась замена конусов, которые меняли вместе с дисками и ремнем. Часто такие работы требовалось выполнять в тех случаях, когда автовладелец пренебрегал имеющимися симптомами неисправностей, не менял своевременно масло или же практиковал агрессивный стиль управления машиной. Также возможно использование как оригинальных новых конусов, так и установка бывших в употреблении находящихся в отличном техническом состоянии запчастей.
При выполнении капитального ремонта часто требовалась замена солнечной шестерни вместе с хабом для фрикционов. Если пренебрегать такими неисправностями часто разбиваются стальные диски и страдает ремень с конусами. Одновременно с выполнением такого восстановления трансмиссии проверяли состояние подшипников дифференциала и вала.
Неисправности масляного насоса
При выполнении планового ремонта вариатора JF011E требовалось менять сальники насоса, что являлось обязательной профилактикой появления серьёзных неисправностей помпы. Для восстановления разбитого насоса использовался недорогой ремонтный клапан или же соннаксовский ремкомплект. На начальных этапах таких неисправностей можно было устанавливать ремкомплект в стандартное посадочное место, без дополнительной подгонки деталей.
Масляный насос в этой коробке являлся слабым звеном, из-за повышенной нагрузки часто отмечались его неисправности, в особенности при перегревах и повышенной нагрузке на трансмиссию. Профилактикой таких поломок была регулярная замена сальников насоса, диагностика состояния этого узла и его плановые ремонты.
Ремонт
Плановый ремонт вариатора JF011E выполнялся с учётом техрегламента автопроизводителя, использовался оригинальный ремкомплект втулок, прокладок, фрикционов и других деталей. Осуществлялась очистка радиатора системы охлаждения масла, что позволяло предупредить перегрев вариатора и необходимость его дорогостоящего восстановления. Обычно такие работы выполнялись на пробегах в 150 тысяч километров. Регулярный плановый ремонт являлся залогом отсутствия серьезных неисправностей, позволяя устранять имеющиеся поломки на начальной стадии, что несколько сокращало расходы автовладельца.
На пробегах более 300 тысяч километров этому автомату нужен был капитальный ремонт, в том числе восстановление гидроблока, замена соленоидов с фрикционами, сервис масляного насоса и дефектовка железной части этой бесступенчатой трансмиссии. Квалифицированное выполнение ремонтных работ позволяло продлить срок службы автомата, который пробегал еще более 200 тысяч километров. Для такой работы могли использоваться как новые запчасти и ремкомплекты, так и качественные б/у запчасти, в том числе ремни и конусы.
Как увеличить ресурс работы вариатора
Чтобы увеличить ресурс работы вариатора требовалось своевременно выполнять сервис и обращаться в ремонт уже при первых признаках неисправностей. Эта трансмиссия плохо переваривала агрессивный стиль управления автомобилем. Буквально нескольких перегревов было достаточно, чтобы спалить фрикционы или вывести из строя гидротрансформатор, а в последующем требовалось вскрывать коробку передач, выполняя её восстановление с использованием оригинальных ремкомплектов.
Зимой требовалось прогревать масло в коробке после каждой длительной стоянки, исключая при этом пробуксовки автомобиля, что увеличивало нагрузку и приводило к перегреву трансмиссии. Автовладельцу необходимо было практиковать спокойный размеренный стиль управления автомобилем, в подобном случае не требовалось обращаться за ремонтом вариатора JF011E, а коробка передач служила на протяжении всей жизни автомобиля.
На какие автомобили устанавливался вариатор JF011E
Модель | Год | Привод | Двигатель |
C-CROSSER | 09-.. | CVT F/AWD | L4 2.4L |