Специально для использования с переднеприводными автомобилями с объемом двигателя до двух литров специалисты Тойота разработали новую коробку модификации P111. Эта КПП использовалась на Приусах и популярных модификациях Авенсис.
Эти вариаторы выполнены совместно специалистами Тойота и японской компанией Айсин. Коробка постоянно модернизировалась, она получила улучшенные конусы, которые имели специальное напыление, защищающее их от износа. Настройки автоматики были таковы, что удавалось существенно снизить нагрузку на трансмиссию, предупреждения износа железа и проблемы с гидроблоком.
Особенности
Семейство вариаторов P и K имеет схожую конструкцию и многочисленные взаимозаменяемые детали. Такие коробки различались лишь своим железом, которое было приспособлено под использование с двигателями с большим или меньшим крутящим моментом. Вариатор P111 изначально разрабатывался под малолитражки, однако в последующем его производство прекращено, а в Тойота решили использовать более мощные модификации трансмиссий на своих малолитражных автомобилях.
В целом такой вариатор достаточно надежен, если не злоупотреблять агрессивной ездой. Настройки автоматики следили за тем, чтобы не перегружать трансмиссию, если автовладелец вовремя менял масло и изношенные расходники, то такая коробка не доставляла особых хлопот, а ремонт вариатора P111 требовался лишь на больших пробегах. Для его восстановления использовали специальные ремкомплекты, включающие фрикционы, ремень, стальные диски и различное железо, которое быстро изнашивалось. |
Типичные неисправности
При агрессивной езде у трансмиссии проблемы возникали с гидроблоком, который быстро забивался от использования грязного масла. Соленоиды необходимо было менять комплектом, что существенно увеличивало расходы автовладельцев. В последующем появились электроклапана второй ревизии, которые отличались большей устойчивостью к загрязнениям. Характерной проблемой этого вариатора является растяжение ремня, что приводило к износу конусов. Именно поэтому ремень рекомендовалось менять в плановом порядке каждые 100-150 тысяч километров пробега.
На больших пробегах отмечались неисправности ШИМ-соленоида, который использовался на этой коробке вместо классических степ-моторов. При длительном использовании горелого масла не только забивался гидроблок, но и появлялись проблемы с насосом, который быстро изнашивался, после чего не выдавал необходимого давления, что приводило к быстрому износу всей трансмиссии. Капремонт подразумевал переборку железа, замену насоса и очистку гидроблока.>
Износ железа
Причиной раннего ремонта вариатора P111 является износ подшипников солнечной шестерни. Такие проблемы возникают из-за интенсивных разгонов, что приводит к появлению выкручивающих нагрузок на подшипники. В итоге, вскрывать и восстанавливать трансмиссию требуется на пробеге около 100 тысяч. Самым дорогим расходником является бошевский ремень, который при бережной езде может отходить около 150 тысяч пробега.
При выполнении планового ремонта меняют подшипники с ремнём, осматривают солнечную шестерню, стальные диски, также оценивается состояние конусов, которые на больших пробегах могут требовать шлифовки или замены. Симптомом износа железа является появление стуков и ударов из трансмиссии, вариатор может зависать и пробуксовывать при передаче мощности во время разгонов. В таком случае следует обращаться в специализированный сервис, качественно восстанавливать трансмиссию, что существенно продлевает ей жизнь.
Перегрев и необходимость замены электроники
Эта коробка плохо выдерживала эксплуатацию в условиях перегрева, что приводило к быстрому выходу из строя электроники. Сначала начинали сбоить датчики оборотов и скорости, а в последующем выходило из строя ЭБУ, которое с трудом поддавалось восстановлению. Такой ремонт вариатора P111 подразумевал демонтаж плиты управления с коробки, её диагностику на специальном стенде, после чего менялись все дефектные блоки.
Эффективной профилактикой неисправностей считается замена масла и предупреждение перегрева трансмиссии. Рекомендовалось дополнительно устанавливать наружный радиатор теплообменника, который охлаждал трансмиссионную жидкость и предупреждал тем самым перегрев вариатора. Также не следовало экономить на ремонте, используя для такого восстановления трансмиссии исключительно оригинальные и новые запчасти.
Плановая замена расходников
Часто автовладельцы обращались в сервис за ремонтом вариатора P111 лишь при появлении симптомов неисправностей. Тогда как сам производитель рекомендовал выполнять восстановление в плановом порядке, меняя все расходники, в том числе прокладки и ремень. Такой ремонт требовался каждые 100-150 тысяч.
В рамках планового ремонта осматривали железо, меняли фрикционы, сальники, втулки и другие расходники. Для такого ремонта использовали специальные ремкомплекты, что несколько упрощало выполнение ремонтных работ. А вот пренебрегая таким восстановлением вариатора, в последующем требовалось выполнять дорогостоящий капитальный ремонт и менять изношенные конусы и загрязненный гидроблок.
Ремонт
Капремонт проводился на этой коробке на пробеге за 200 тысяч. Коробку демонтировали с автомобиля, выполняли очистку гидроблока и в зависимости от состояния электроклапанов меняли или же очищали соленоиды. Из железа меняли подшипники, солнечную шестерню, стальные диски, клапан насоса и выполняли осмотр конусов.
Если автовладелец не выполнял плановых ремонтов вариатора P111 и не менял ремень, на конусах обычно появлялись задиры и изнашивалась зеркальная поверхность, что приговаривало к списанию коробку. Если у трансмиссионного масла имелся выраженный горелый запах, меняли фрикционы реверса и форвард. Такая проблема характерна для повышенной нагрузки на трансмиссию и агрессивного стиля управления авто.
Как продлить срок службы
Надежность вариаторов P111 во многом зависела от соблюдения автовладельцем рекомендации по эксплуатации. Следовало своевременно менять трансмиссионное масло с фильтрами, регулярно проводить плановое восстановление, меняя изношенные расходники. При необходимости ремонта вариатора P111 использовали исключительно оригинальные ремкомплекты, что позволяло полностью восстановить трансмиссию, предупреждая появление в ближайшем будущем аналогичных неисправностей. Следовало исключить повышенные нагрузки на трансмиссию, в том числе длительную быструю езду и резкие разгоны.
На какие авто устанавливались вариаторы P111
Модель | Год | Двигатель | Привод |
Toyota Prius | 2000 | L4 1.5L | P111 |
Toyota Avensis | 2000 | L4 1.5L | P111 |