В начале двухтысячных годов специалистами японской Тойота совместно с компанией Айсин разработан вариатор, предназначенный для переднеприводных автомобилей модификации P110. Эта трансмиссия ставилась на гибридные Приусы и различные малолитражные автомобили Тойота. Благодаря отличной надежности ремонт вариатора P110 проводился на больших пробегах, выполнялось плановое восстановление трансмиссии с заменой изношенных расходников. Правильный сервис позволял существенно продлить жизнь этого вариатора, который не доставлял автовладельцу особых хлопот.
Вариатор модели P110 стал базовой модификацией, на базе которой были выпущены бесступенчатые трансмиссии семейства Р и К. Эта коробка выдерживала существенные нагрузки, она имела полностью компьютерное управление, что существенно улучшало динамические характеристики двигателей. P110 получила обновленное программное обеспечение, которое позволяло использовать такой вариатор с гибридными автомобилями, что расширило возможности по применению этой трансмиссии.
Особенности
Одной из особенностей вариатора является его полное управление электроникой, которая следила за всеми параметрами работы трансмиссии. Это позволяло исключить повышенную нагрузку на вариатор, защищало железо от быстрого износа, одновременно обеспечивался максимально возможный комфорт управления автомобилем.
Тут использовался бошевский ремень, что имеет как свои преимущества, так и недостатки. Это несколько упростило конструкцию, позволив снизить себестоимость разработки вариатора. Однако в процессе использования авто ремень обычно к пробегу в 150 тысяч растягивался, требуя замены. Если же игнорировать необходимость замены ремня, то начинали изнашиваться конусы, что приводило к проведению капитального ремонта вариатора P110. |
Для изготовления конусов использовался прочный металлический сплав, а наличие специального напыления позволяло еще больше увеличить его надежность. После нескольких лет эксплуатации у трансмиссии были устранены детские поломки, в частности, стала использоваться вторая ревизия соленоидов, которые были более устойчивы к загрязнениям, что несколько продлевало жизнь вариатору.
Типичные неисправности
В целом вариатор P110 оказался достаточно надежен, его серьезные поломки отмечаются на больших пробегах или же при неправильной эксплуатации трансмиссии. Если автовладелец несвоевременно менял масло и злоупотреблял агрессивной ездой, то уже к 100 тысячам отмечалось растяжение ремня и существенный износ конусов, требовал замены степ-мотор, отмечался серьезный износ клапана масляной помпы, в результате чего падало давление в системе.
К расходникам относились фрикционы, бошевский ремень, также при активной езде могли изнашиваться железные диски, рано требовавшие замены. Необходимо было следить за состоянием прокладок и сальников, протечки по которым могли привести к существенному ухудшению состояния трансмиссии. На больших пробегах выполнялся капитальный ремонт вариатора P110, гидроблок вскрывали, выполняли очистку плиты и замену соленоидов. Также переборки на больших пробегах требовало железо, которое менялось с использованием специальных ремкомплектов.
Растяжение ремня и износ конусов
Типичной неисправностью вариатора является растяжение ремня, который относят к расходным материалам. Его замена выполняется каждые 150000 пробега, но, если автовладелец злоупотребляет агрессивными разгонами, такой ремонт требуется на пробеге около 100 тысяч. Если игнорировать такие неисправности, ухудшается состояние конусов, после чего вариатору требуется уже капитальный ремонт. Одновременно с ремнём меняются все прокладки и изношенные расходники.
Самый дорогой частью любого вариатора являются конусы, которые в процессе эксплуатации могут интенсивно изнашиваться, после чего требуется их шлифовка или замена. Такой ремонт вариатора P110 имеет достаточно высокую стоимость, поэтому, чтобы избежать лишних затрат, важно следить за состоянием ремня, своевременно выполняя его замену. Также избегают повышенной нагрузки на трансмиссию, что отрицательно сказывается на общем состоянии вариатора.
Восстановление насоса
Чтобы обеспечить правильную работу вариатора, необходимо создавать в системе максимально возможное давление гидравлической АТФ-жидкости, за прокачку которой отвечает масляный насос. В процессе эксплуатации автомобиля при использовании не слишком качественного масла отмечаются проблемы помпы, которая начинает быстро изнашиваться, после чего у неё заклинивает клапан, требуя своевременного ремонта вариатора P110.
Специально для такого восстановления бесступенчатой трансмиссии применяются специальные ремкомплекты, включающие клапан увеличенного диаметра, способного с легкостью устанавливаются в расширенных изношенных седлах. Обычно такие работы входят в капитальное восстановление, но если игнорировать требования по замене масла, то замена насоса может потребоваться уже на пробеге в 200 тысяч.
Загрязнение гидроблока
При капремонте вскрывают трансмиссию, выполняют очистку гидроблока и с учетом их состояния меняют соленоиды. Несколько оттянуть необходимость такой работы можно своевременной заменой масла, что позволяет поддерживать плиту и электроклапана в рабочем состоянии. Такие работы представляют большую сложность, приходится демонтировать коробку передач с автомобиля, выполняя полную прочистку загрязнённой плиты вариатора.
Если автовладелец не следит за состоянием гидроблока, появляются удары при передаче мощности, вариатор начинает работать, отдаленно напоминая обычный автомат. Если своевременно не обратиться в сервис, то, в конечном счете, может потребоваться замена гидроблока. Обычно подобный ремонт вариатора P110 выполняют в плановом порядке, вскрывая плиту при выполнении капитального восстановления.
Ремонт
В плановом порядке на пробеге около 100 тысяч вариатор вскрывали, меняли расходники, осматривали ремень на предмет его растяжения. Также могли потребовать замены сгоревшие фрикционы, износившиеся втулки и сальники. Такие работы являются отличной профилактикой критических неисправностей, в частности, предупреждается износ конусов, состояние которых ухудшалось из-за растянутого ремня.
Капремонт этого вариатора включал замену степ-мотора, переборку железа, восстановление гидроблока и другие необходимые работы. Если у трансмиссии отмечались глюки электроники, блок управления устанавливали на сканер, выполняли его диагностику и замену дефектных модулей. Обычно капремонт проводился на пробеге за 200 тысяч, после чего вариатор мог прослужить еще пять-семь лет, не доставляя особых хлопот автовладельцу и не требуя серьезных затрат на его ремонт.
Как продлить срок службы
Вариатор P110 плохо переносил динамичную быструю езду, чтобы продлить его срок службы необходимо было избегать агрессивных разгонов, исключалась буксировка автомобиля на тросе, также следовало зимой прогревать масло перед началом движения авто. Если у коробки отмечались признаки неисправности, необходимо было сразу же оставлять машину в сервис, выполняя квалифицированный ремонт вариатора P110. Это позволяло предупредить появление критических неисправностей, для устранения которых требовалось уже капитальное восстановление коробки.
На какие машины устанавливались вариаторы P110
Модель | Год | Привод | Двигатель | Модификация АКПП |
TOYOTA PRIUS | 00 | CVT FWD | L4 1.5L | P110 |