Японские автопроизводители используют на своих машинах высокотехнологичные суперсовременные трансмиссии, в том числе вариаторы, которые позволяют обеспечить максимально возможную экономичность и комфорт использования автомобиля. Ещё в 1995 году производитель компании Хонда разработала свой первый вариатор M4VA, предназначенный для установки на модели Сивик с двигателем до 1, 6 литра и поставляемые на североамериканский рынок. Такая бесступенчатая трансмиссия получилась достаточно надежной, поэтому ремонт вариатора M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA требовался лишь на больших пробегах.
В 2000 году эту трансмиссию модифицировали, после чего вариатор получил первоначальное название MLYA, а вскоре появился еще более удачный вариант модификации SLYA. На такой коробке передач были устранены все детские болезни, а этот вариатор устанавливался на Сивик с двигателем в 1,7 литра, которые производились по 2005 год.
В 2009 году этот хондовский вариатор стал использоваться на Тайване, где его устанавливали на гибриды Сивика и Хонду Фит с двигателями в 1,3 литра, такая коробка передач получила название SZCA.
Особенности
Фактически, эта бесступенчатая трансмиссия стала одним из первых вариаторов, которые стали устанавливаться серийно на японских автомобилях. Эта трансмиссия имела классическую конструкцию с толкающим ремнём и конусами, а за передачу мощности и её правильное распределение отвечал степ-мотор. Появление этой трансмиссии стало революцией для малолитражных автомобилей, а в Америке на такую версию приходилась большая часть продаж.
Несомненным преимуществом этого вариатора являлось сокращение расхода топлива, лучшая реализации динамических характеристик двигателя, при этом обеспечивался максимум комфорта при управлении автомобилем. Однако за все эти преимущества приходилось расплачиваться надежностью, всё же по этому показателю бесступенчатая трансмиссия не дотягивала до стандартных гидротрансформаторных автоматических коробок передач. Поэтому ремонт вариаторов M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA мог требоваться уже на пробеге в 150-200 тысяч километров. |
Типичные неисправности
К типичным неисправностям на этом вариаторе относят износ конусов и ремней, выход из строя степ-мотора, износ расходников гидротрансформатора и проблемы с железом. Плановый ремонт вариатора M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA рекомендовалось выполнять каждые 100 тысяч километров пробега, а в таком случае капитальное восстановление понадобится не ранее 200-250 тысяч километров. Определить точно имеющиеся неисправности и правильно подобрать необходимый ремкомплект, можно было исключительно, вскрыв вариатор и выполнив его переборку с диагностикой.
Износ конусов и ремня
Традиционно на конусы и ремень в вариаторах приходятся повышенные нагрузки, что приводит к необходимости их замены практически каждый капремонт трансмиссии. Несколько оттянуть необходимость такой работы можно, включая агрессивный стиль управления авто, а также регулярно меняя масло и выполняя плановое восстановление вариатора.
Диагностика состояния конусов выполнялась при вскрытии трансмиссии, мастера осматривали наиболее проблемные зоны в углах конусов, при их износе требовалось менять такие запчасти. При этом можно было использовать б/у детали, имеющие большой остаточный износ. Бошевский толкательный ремень часто растягивался, требуя его замены на новые оригинальные запчасти.
Поломки степ-мотора
Типичной неисправностью этого вариатора являлся выход из строя степ-мотора, который отвечал за правильную передачу мощности и набор скорости автомобилем. Если появились первые пинки, отмечается запаздывание реакции автомобиля на нажатие педали газа или коробка передач словно пробуксовывает, необходимо как можно скорее выставлять машину в сервис, выполняя её диагностику и замену степ-мотора. Продлить срок службы этого узла можно исключительно спокойной ездой, а также предупреждением проблем с гидротрансформатором.
Восстановление расходников гидротрансформатора
Практически каждый ремонт вариатора M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA выполнялось вскрытие и восстановление гидротрансформатора. Такие работы рекомендовалось выполнять каждые 100 тысяч километров, менялись сгоревшие фрикционы, прокладки, сальники и все расходники. Если автовладелец пренебрегал восстановлением гидротрансформатора, быстро загрязнялось масло, а от его состояния напрямую зависел износ железа и проблемы в работе всего вариатора.
Для восстановления гидротрансформатора на вариаторе M4VA, SLYA, SZCA применялись соответствующие ремкомплекты, включающие все фрикционные накладки и втулки с прокладками. Одновременно с таким ремонтом проводилась общая диагностика трансмиссии, что позволяло вовремя устранить имеющиеся поломки, предупредив критические неисправности автомобиля.
Износ железа
К железной части этого вариатора относились ремни с конусами, стягивающие ленты, стальные диски и другие запчасти. Необходимость выполнения такого ремонта напрямую зависела от пробега автомобиля и стиля управления машиной.
Если автовладелец злоупотреблял резкими разгонами, буквально к 100 тысяч километров пробега требовался уже капитальный ремонт вариатора M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA. Тогда как при следовании всех рекомендаций автопроизводителя и своевременной замене масла необходимость переборки и замены железной части появлялась на пробегах в 250 тысяч километров и более.
Ремонт
Плановый ремонт этой трансмиссии осуществлялся на пробеге порядка 150 тысяч километров, вскрывали и восстанавливали гидротрансформатор, меняли все прохудившиеся прокладки. В зависимости от своего состояния могла потребоваться замена ремня и другого железа. Грамотное проведение такого планового восстановления позволяло предупредить серьезные поломки, устраняя появившиеся толчки и пинки в работе этой бесступенчатой трансмиссии.
При плановом ремонте проводилась замена изношенного железа, очищался теплообменник, также проводилась диагностика состояния блока управления, который от длительного перегрева мог выходить из строя. Необходимо было проводить такие ремонтные работы с использованием качественных и оригинальных запчастей или же б/у железо, которое практически не имеет следов износа. При выполнении капитального ремонта вариатора M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA по техрегламенту автопроизводителя, автомобиль мог пробежать ещё порядка 150 тысяч километров.
Как продлить срок службы
Этот вариатор плохо выдерживал резкие разгоны, частые пробуксовки на холодном масле и агрессивный стиль управления автомобилем. Вариатор получился критичным к качеству и чистоте масла, поэтому нужно было на пробеге около 50 тысяч километров проводить масляный сервис и менять все фильтры. Залогом беспроблемной эксплуатации автомобиля и бесступенчатой трансмиссии станет своевременный плановый и капитальный ремонт вариатора M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA, в подобном случае срок эксплуатации этого узла составит 300-400 тысяч километров и более.
На какие автомобили устанавливались вариаторы M4VA, SLYA, SZCA, SETA\META, SPSA/SMLA/SBLA/STYA, SERA/SWRA/SYEA/SFBA/SZCA
Модель | Год | Привод | Двигатель | Модификация АКПП |
HONDA CITY | 00-08 | CVT FWD | L4 1.3L 1.5L | SLYA |
HONDA CIVIC HX/GX | 02-05 | CVT FWD | L4 1.7L | SLYA |
HONDA FIT/FIT ARIA | 02-.. | CVT FWD | L4 1.5L | M4VA |
HONDA FIT | 09-.. | CVT FWD | L4 1.3L | M4VA |
HONDA JAZZ | 03-08 | CVT FWD | L4 1.5L | SLYA |